http://aldr-m.livejournal.com/3713.htmlПродолжение Приложения 3
Итого:
1. Не введение в действие системы заграждений на Канютинском направлении явилось причиной быстрого прорыва танковой бригады 3тгр до Днепра и захвата переправ на Днепре.
2. Дефицит топлива в 25тп возник уже около полудня первого дня наступления (13:30 2.10), т.к. несмотря на наличие в обозах 5 заправок топлива, сами обозы отстали и не смогли своевременно преодолеть бездорожье.
3. Обозы 7тд на переходе через Матренино застряли на неопределенный срок.
4. Вечером 3.10 танковая бригада Коля, заняв Глушковскую и Тихановские переправы через Днепр, получила приказ утром 4.10 атаковать на Вязьму. Утром 4.10 командование армии настаивало на выполнении приказа, т.к. дорога до Вязьмы была свободна.
Однако 25тп не мог выполнить приказ по причине отсутствия топлива до 14:30 5.10, а 11тп и 65тб увязли в боях с группой Болдина.
14куб.м топлива для продолжения наступления на Вязьму доставил планер, приведенный тройкой истребителей на плацдарм Глушково (По другим данным было доставлено 16куб.м топлива [4] в Рудаково, 5км с-з Холм, А.М.)
25тп с этим топливом смог совершить бросок до Вязьмы 6.10, где у него опять кончилось топливо.
5. Квартирмейстер 3тгр планировал начать снабжение топливом в Холм-Жирковском 7.10. Однако, несмотря на то, что все строительные силы 3тгр были брошены на ремонт дороги через Белый, первые обозы пошли по ней только 9.10, причем они не смогли улучшить снабжение войск.
6. Проблема снабжения продолжает усугубляться. Из-за ночных морозов техника не может глушить моторы, т.к. исчерпан запас охлаждающей воды, которую надо сливать на ночь. Возникает многократный перерасход топлива, которого и так не хватает.
Авиация является единственным каналом снабжения топливом. Во 2-м Авиафлоте нет транспортных частей, только планеры Гигант (Ме-321, А.М.), которые должна тянуть тройка истребителей. Причем при посадке вне аэродрома, планер вынужденно бросается ввиду невозможности возврата на аэродром.
Тем не менее, для снабжения быстрых частей были изысканы транспортные Юнкерсы. Так 65куб.м топлива для 1тд 10.10 было доставлено транспортными Юнкерсами и Гигантами в район Зубцова. На 11.10 была запланирована доставка еще 60куб.м топлива. 11.10 из-за аварийной посадки Гиганта было доставлено 18 куб.м топлива в район Жилино, вместо Зубцова.
На 12.10 запланирована доставка топлива 27 самолетами в район 3км южнее Зубцов.
От войск требуют обратить повышенное внимание на поиск трофейного топлива.
В Зубцове 11.10 захвачено около 600куб.м топлива. Это количество эквивалентно примерно 23 рейсам Гигантов.
Вывод:
Введение в действие системы заграждений на Канютинском направлении позволило бы задержать наступление 3тгр до подхода к месту прорыва танковых резервов ЗФ, сдержать, а затем и остановить наступление 3тгр. Снабжение топливом с помощью авиации в Канютинских болотах было невозможно в принципе, поэтому уже к концу 3.10 в танковой бригаде Коля бронетехника оказалась бы обездвиженной и при невозможности снабжения в дальнейшем еще и обезоруженной.
Источники:
1 антифриза еще не было, по-видимому, использовалась дистиллированная вода А.М.
2
http://www.airwar.ru/enc/glider/me321.html3
http://www.airwar.ru/enc/glider/me321.html, было доставлено 90 бочек с бензином и 5 – с маслом, бочка 200л бензина, т.е 90 бочек 18куб.м бензина.
4 По воспоминаниям фельдфебеля Рёма из GS-22.
http://www.airwar.ru/enc/glider/me321.htmlАнализ воспоминаний показывает, что фельдфебель Рём ошибся, было доставлено 16куб.м бензина. Т.к. 11.10 по его утверждению было загружено 18тонн бензина в 90бочках, т.е. по его расчету в бочке должно быть 200кг бензина, но в бочке около 140кг бензина при объеме 200л. Т.е. пилот перепутал объем и массу.
Приложение 4. Северный клин "Тайфуна" в сослагательном наклонении
«Только бы нам ночь простоять, да день продержаться»
Аркадий Гайдар. Сказка про военную тайну,
Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово
На Бельском направлении до 4.10 все шло без изменений к реальным событиям.
127тбр фактически была задействована на фронте обороны 16 и 19А и не могла принять участия в отражении наступления на Канютинском направлении.
Т.е. на Канютинском направлении могли принять участие не 317 танков ЗФ, как указано в таблице 14, а лишь 261 танк 126, 128, 147тбр, 101мсд и 20 танков 143тбр.
Первое, что необходимо было сделать на Канютинском направлении – ввести в действие систему заграждений, а именно разрушать при подходе противника подготовленные еще в июле к взрыву мосты:
- после прорыва 5ак, на участке 162 и 244сд – на Вотре между Бол.Репино и Устье (слияние с Вопью)
- к полудню 2.10 на Кокоши на участке Еськово – Летемницы и далее на Вопи от Летемницы до Устья (слияние с Вотрей)
Таким образом, 56 и 5ак противника были бы задержаны минимум на сутки, т.к. должны были бы наводить переправы и концентрировать танки и пехоту на восточных берегах рек Кокошь и Вопь для дальнейшего наступления.
126тбр и 101мсд получали возможность ночным маршем (в ночь со 2 на 3 октября) скрытно выйти в район Курбатова.
К полудню 3.10 танки противника сконцентрировались бы на восточном берегу Кокоши и атаковали в восточном направлении. Бои в районе Курбатова протекали бы по тому же сценарию, что и на Бельском направлении, ведь противник не ожидал встретить здесь танки и не мог знать их количество, т.к танки резерва ЗФ до наступления не были обнаружены немецкой разведкой. Разница заключалась лишь в том, что на Канютинском направлении ситуация со снабжением частей танковой бригады Коля была бы хуже, чем у 1тд на Бельском направлении, а следовательно потери тбр Коля были бы более ощутимыми.
Также действия авиации противника в лесном районе были бы менее эффективны, чем на открытой местности у Холм-Жирковского.
Далее посчитаем, как изменилось бы соотношение сил сторон после боев в течение 2 суток.
Резервы Западного Фронта, 128, 147тбр и 20танков 143тбр имели бы возможность скрытно подтянуться к месту боев на Канютинском направлении.
В таблице начальное состояние, потери и боеготовые силы после 2 дней боев:
2-4 октября на Бельском направлении (фактически) 107мсд потеряла 50% своего состава, а противник понес потери в соотношении 1.6-1.7:1.
3-5 октября на Канютинском направлении (предположение) потери ЗФ составили бы 50% от первоначального состава, а противник понес бы потери в соотношении 1.6-1.7:1
4 октября 107мсд должна была получить приказ об отходе на дорогу Белый – Комары, чтобы предотвратить прорыв 1тд и 101тб в направлении Холм-Жирковского.
107мсд даже при потере Белого сохраняла боеспособность, т.к. дорога от Холм-Жирковского до отходящей 107мсд оставалась бы под контролем ЗФ.
Таким образом, к вечеру 4.10 на Бельском направлении и к полудню 5.10 на Канютинском направлении силы сторон оказались бы равны.
Дальнейшее развитие событий рассчитать сложнее. Ясно, однако, что:
1. К 5.10 танковая бригада Коля потеряла бы боеспособность из-за паралича снабжения. Танки сначала были бы обездвижены, а затем и обезоружены, ввиду невозможности снабжения.
2. Отводимая 49А успела бы вернуться на свои позиции.
3. Прорыв 106пд 5ак в направлении Яковская так же был бы задержан не менее чем на сутки.
4. 35 и 5пд не смогли бы к полудню 3.10 пробиться к Ново-Попову.
5. Части остальных армий ЗФ имели бы возможность отхода с минимальными потерями без разрыва линии фронта.
6. Таким образом, задуманный Вяземский котел не смог бы состояться в принципе, т.к. одной 10тд было не под силу пробить линию обороны 49А и закрыть линию фронта котла.
7. Войскам, занимавшим линию Ржевского участка укрепрайона (от Шентрапаловки и севернее), не было бы необходимости оставлять ее без боя, бросая при отходе большое количество вооружения и боеприпасов.
Вывод.
Основной причиной Вяземской катастрофы явился полководческий зуд Верховного Главнокомандующего, который был возможен только в рамках созданной вертикали власти.