Автор Тема: Штрафбаты  (Прочитано 78251 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Владимир1

  • Модератор раздела
  • Генерал-полковник
  • ***
  • Сообщений: 4873
Re: Штрафбаты
« Ответ #15 : 07 07 2009, 11:37:57 »
Приказываю:
1. За невыполнение приказа военного совета армии, за оставление противнику выгодных позиций* и непринятие мер к восстановлению положения, за проявленную трусость, ложные доклады и отказ от выполнения поставленной боевой задачи командира 342-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковника Ячменева Федора Абрамовича для искупления своей вины перед Родиной направить в штрафной батальон сроком на два месяца.


Погиб он 26.06.1944 г. Коломыйский район Станиславской обл в составе отд. штрафного б-на 1 Украинского фронта. Ныне Ивано-Франковская обл.
Так что не был он через два месяца освобожден.
Кстати, полистайте и посмотроите, кто воевал в штрафбате, довольно интересная инфа по должностям.
« Последнее редактирование: 29 11 2009, 18:22:11 от Владимир1 »
"Слишком долго заглядывающему в бездну следует помнить, что и бездна вглядывается в него". Ф.Ницше.

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8055
  • Отец на фронте
Re: Штрафбаты
« Ответ #16 : 18 09 2009, 13:43:49 »
   И еще о штрафбатах...
http://warmech.narod.ru/batalion/index.html  -(не рабочая ссылка, страница не найдена)

http://army.armor.kiev.ua/hist/strafniki.shtml

http://forum.myrybinsk.ru/mess94951
« Последнее редактирование: 09 11 2013, 01:46:14 от Erema »
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

Евг. Анкудинов

  • Рядовой
  • Сообщений: 4
Re: Штрафбаты
« Ответ #17 : 29 11 2009, 18:01:49 »
Не совсем уверен, что "в тему", но поделюсь своим воспоминанием о моем "хождении" в тыл к немцам со штрафбатом на р. Молочной.
 71 Гв.Стр. Полк вел бои по прорыву 2-го эшелона немецкой обороны на правом берегу р Молочная (недалеко от Молочанска). Мы, трое радистов носимой радиостанции РБ (т.наз. "дивизионники"), были прикомандированы к полку дла обеспечения оперативной радиосвязью командира полка с к-ром дивизии. Кстати говоря, командир полка не имел права, без разрешения нач. связи дивизии, использовать нас по своему усмотрению для других целей, кроме означенной выше (это я для того, чтобы были понятны последующие действия комполка).
В один из сеансов связи с к-ром дивизии командир полка в ответ на вопрос комдива, почему до сих пор не прорвана немецкая оборона, отвечал, что полк несет огромные потери и у него уже некого бросать на штурм. Генерал в ответ потребовал собрать всех "ошивающихся" возле него "бездельников" - имелась в виду персональная "обслуга" комполка (разные там портные, парикмахеры, сапожники и им подобные из солдат, незаконно использовавшихся в его личных интересах) и самому возглавить штурм вражеских окопов. Одновременно генерал сообщил, что в полк направлен "свежий" штрафбат, перед которым поставлена задача пройти к немцам в тыл, там сосредоточиться и по сигналу начать действовать одновременно с полком (и с тыла и с фронта). Для выполнения этой задачи командиру полка предписывалось обеспечить штрафной батальон радиосвязью, выделить в кач-ве проводников в тыл нескольких разведчиков и для усиления эффекта придать батальону одно арт. орудие с артрасчетом.  На слова командира полка о том, что вся эта группа направляется "на верную смерть", командир дивизии посоветовал своему подчиненному думать не об этом, а о том, как успешно решить поставленную задачу. Мы, естественно, слышали весь этот разговор, но совсем не думали, что командир полка с батальоном пошлет нас. Мы были уверены, что дивизионное начальство не разрешит использовать нас, так как в дивизии с радиостанциями было туго. А подумали мы об этом потому, что в полку, из ему принадлежащих радиостанций, ни одна из них вообще никогда не работала. Правда, мы и не задумывались над тем, как будет решать эту проблему командир полка - не наше это солдатское дело - думать за начальство.
 Радиосвязь проходила днем. К вечеру подошел и штрафной батальон. На полковой НП прибыл командир батальона - ст.лейтенант, роста ниже среднего, с усами. Улыбчивый, чувствовалась строевая выправка. В общем - симпатичный человек. Зашел в землянку, где располагался командир полка. Мы со своей радиостанцией сидели в небольшом окопчике рядом с землянкой. Спустя некоторое время наш начальник радиостанции сержант Володя Маховский (мы все трое - я (Евгений Анкудинов) и Петя Проценко, были сержантами, все бывшие курсанты-авиаторы) был вызван к к-ру полка майору Степанову. Вышел с видом озабоченным. Объявил, что Степанов со штрафбатом посылает нас. Опечалились, конечно, но дело солдатское. Надо исполнять, что приказывают. Подумалось, конечно, что идем на верную смерть. Но почему-то эта мысль в наших головах долго не задержалась. Начали сворачивать свою радиостанцию (кстати, она состояла из двух блоков - приемо-передатчика, 12 кг и блока питания 30 кг). Наше штатное оружие - карабины хранились в нашей роте связи - это для того, чтобы мы их "по разгильдяйству" где-нибудь не бросили. Поэтому на троих у нас был один MP-40 ("шмайсер"), принадлежавший мне, как бывшему автоматчику. Вскоре из землянки вышли Степанов и к-р штрафбата. Подойдя к нам, комбат всем троим пожал руки (дело невиданное!) и обратился к нам словом "ребятки" (тоже почти невиданное!). Выразил надежду, что мы его не подведем. Его форма обращения как-то расположила нас к нему, что не так уж часто случалось между офицерами и "солдатней".
Как только стемнело, батальон двинулся в путь. Впереди трое полковых разведчиков. Где-то в середине колонны полковые артиллеристы с участием штрафников тянут свою пушку (слышен сдержаный мат - это насчет пушки и кто ее навязал). Мы идем рядом с комбатом. Наконец, вроде бы дошли до места назначения (в темноте угадывался какой-то лесок). И тут началось что-то невообразимое. Небо осветилось массой ракет, по всему расположению батальона - град мин и стрекот немецких пулеметов, крики людей. Мы в темноте бухнулись в какую-то ямку наподобие окопчика вчетвером как-то разместились. Маховский еще и приемо-передатчик (как наиболее ценную вещь) сумел между нами втиснуть. Для моего блока питания там места не нашлось и я его оставил наверху. Вдруг, рядом с нами взрыв мины. нас слегка запорошило землей, но все остались целы и невредимы. А вот упаковку  питания разнесло вдрызг. Старший лейтенант, оценив случившееся (рация выведена из строя) предложил нам выбираться в расположение полка, попрощался с нами (очень трогательно!) и, если мы выйдем живыми, рассказать к-ру полка о случившемся. Повезло нам - выбрались живыми. Кроме нас на свою сторону вышли еще 12 солдат-штрафников. Это из семисот с лишним человек из штрафбата, человек десяти артиллеристов и трех разведчиков. Что сталось с оставшимися в тылу - неведомо. Кто-то погиб, кто-то попал в плен. Так же неведома причина обнаружения батальона. В те времена ходила версия, что это дело рук перебежчика.
Финал этого события. 12 уцелвших солдат были зачислены в полк гвардейцами. И все были награждены командиром полка медалями "За отвагу". Нас же никак не отметили, по-скольку мы не были в штате полка. Да командир полка и не сообщал нашему непосредственному начальству о нашем "хождении" в тыл, так как нас он отправлял не имея на это права. Так что "за оставление на поле боя оружия" (это про упаковку питания) наш командир роты (32 Отд.Гв. рота связи, 24 Гв.Стр. дивизии) поклялся отправить нас в штрафную роту, как только в очередном пополнении окажутся радисты. Кстати, у меня с ротным сложились такие отношения, что мне он дважды обещал отправку в штрафники. И не за какое-то там разгильдяйство. Отнюдь. Но об этом можете почитать на моем сайте (про войну глазами солдата): www.ean.ho.ua и на портале www.shahtersk.com/news/10  (Письмо ветерана.18.01.09).
P.S. Сайт делал сам и по "клаве" стучу тоже сам.







Владимир1

  • Модератор раздела
  • Генерал-полковник
  • ***
  • Сообщений: 4873
Re: Штрафбаты
« Ответ #18 : 29 11 2009, 20:57:56 »
Вот где-то здесь с 9.10 по 14.10.1943 это все и происходило.
http://map.i.ua/zaporiz_region/#x=691784&y=5229579&s=7750&l=ru

Курган (высота 105,2, на карте нет.). С него видны город Молочанск, хутора  Вайнау , Вайнавский, Нассау, Горденталь, села Трудолюбимовка и Ровное. Здесь хоронили.
Хуторов немецких на сегодняшний день тоже нет.
Вот по теме материал посмотреть можно.
http://www.mig.com.ua/events.php?eventID=17877
« Последнее редактирование: 29 11 2009, 21:07:37 от Владимир1 »
"Слишком долго заглядывающему в бездну следует помнить, что и бездна вглядывается в него". Ф.Ницше.

Евг. Анкудинов

  • Рядовой
  • Сообщений: 4
Re: Штрафбаты
« Ответ #19 : 29 11 2009, 22:44:49 »
Благодарю за ссылки. Интересные. Многое напомнили. Но о захоронений девушек ничего в то время не слышал. Возможно, это было не на нашем участке. Кстати, интересная байка ходила среди нас о боях за Мелитополь. Он переходил из рук в руки несколько раз. По рассказам, представлявшихся очевидцами, этих "переходов" вроде бы было пять. А всему виной был городской спиртзавод, который немцы не разрушали. Вот из-за него наши и штурмовали несколько раз город.

Владимир1

  • Модератор раздела
  • Генерал-полковник
  • ***
  • Сообщений: 4873
Re: Штрафбаты
« Ответ #20 : 01 12 2009, 17:12:43 »
Да по женскому штрафному подразделению инфа "сырая", более всего походит на одну из "страшилок". Хотя требует проверки, хотя бы для того, чтоб снять с повестки дня возможно ложную информацию.
Хотя наличие такого количества женских останков наводит... ни на что меня не наводит. Может немцы в 41-м массово пленных женщин-военнослужащих расстреляли. Почему все связывается именно с 43-м годом? Здесь война и в 41-м была.
« Последнее редактирование: 01 12 2009, 18:40:54 от Владимир1 »
"Слишком долго заглядывающему в бездну следует помнить, что и бездна вглядывается в него". Ф.Ницше.

Владимир1

  • Модератор раздела
  • Генерал-полковник
  • ***
  • Сообщений: 4873
Re: Штрафбаты
« Ответ #21 : 01 12 2009, 18:47:31 »
Хотя если не было женских штрафных подразделений, то и не должно быть приказов, отменяющих(запрещающих) направлять женщин в штрафные подразделения. Но как утверждает интернет - они есть.
Говорится, что 19 сентября 1943 г. в войска была направлена директива Генштаба № 1484/2, запретившая направление в штрафные части осужденных за совершенные преступления женщин-военнослужащих.
На это же был направлен и приказ НКО № 0413 от 19 сентября 1943 г.
Опять надо проверять, о чем эти приказы, может об увеличении норм выдачи махорки.
Хотя бои под Молочанском, о которых мы говорили, проходили в октябре 43-го. Почти через месяц после приказа. Сомневаюсь, однако.

Хотя вот обсуждался вопрос Женских штрафных подразделений
http://srpo.ru/forum/index.php?topic=1801.0

И здесь даты тоже есть октября 43-го и позже.
« Последнее редактирование: 01 12 2009, 19:05:59 от Владимир1 »
"Слишком долго заглядывающему в бездну следует помнить, что и бездна вглядывается в него". Ф.Ницше.

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8055
  • Отец на фронте
Re: Штрафбаты
« Ответ #22 : 05 01 2010, 13:04:43 »
     Искупление кровью

Как 8-й отдельный штрафной батальон прошел с боями от Волги до Одера
Полковник юстиции Андрей МОРОЗ.



     ПРИКАЗ народного комиссара обороны Союза СССР № 227 от 28 июля 1942 г., больше известный как приказ И.В. Сталина «Ни шагу назад!», не был секретным. Он объявлялся во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах. Но и грифа «Без публикации», как показало время, хватило, чтобы полководцы, известные военачальники в мемуарах лишь упоминали о нем, не вдаваясь в содержание. О штрафных батальонах и штрафных ротах, о заградительных отрядах, которые этим приказом вводились, долгие годы не было ни единой печатной строчки.
     Наверное, и в связи с этим о штрафниках, заслонах за боевыми порядками войск в последнее время упоминают особенно часто. На телезрителей произвел впечатление многосерийный фильм «Штрафбат», посвященный этой непростой и острой теме. К сожалению, он был – и, кажется, намеренно – оторван от исторической действительности. Возникал естественный вопрос: а сами создатели сериала приказ НКО СССР № 227 читали?
     Между тем он и спустя многие десятилетия холодит душу суровой и беспощадной правдой, хотя, может, и не всей:
     «Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором».
     «Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дольше – значит погубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину».
     «Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев – это значит обеспечить за нами победу».
     А дальше приказ предусматривал меры больше отрезвляющего, чем военного значения – создание штрафных батальонов, штрафных рот и заградительных отрядов.
     В телефильме «Штрафбат» зритель-фронтовик с удивлением увидел странное подразделение, в котором в качестве штрафников служат как солдаты, так и разжалованные офицеры. И командует этим случайным скоплением людей, в том числе с довоенным криминальным прошлым, свой же брат – тоже штрафник, «гражданин начальник». Таким вот образом выполнять приказ, который каждым словом врезался людям в память, никто себе позволить, разумеется, не мог. Сам после этого окажешься в штрафниках.
     Вот пункты приказа НКО СССР № 227, прокладывающие четкую и понятную всем разграничительную линию между штрафным батальоном и штрафной ротой:
     «Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины».
     «Сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости и неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной»..
     26 сентября 1942 г., когда на фронтах по временным штатам уже формировались штрафные батальоны, а в армиях штрафные роты, приказом НКО СССР № 298 были объявлены Положения об этих частях. Их утвердил заместитель Верховного Главнокомандующего генерал армии Г.К. Жуков.
     Одновременно в общевойсковых армиях формировались и предусмотренные приказом 3—5 хорошо вооруженных заградительных отрядов до 200 человек в каждом. Это тоже были отдельные части с номерами, установленными центром, и полевыми адресами. Приказ требовал от командующих армиями поставить заградотряды в «непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной»
     Как видим, заградотряды, образуемые по приказу «Ни шагу назад!», никакого отношения к НКВД не имели, состояли из солдат и командиров Красной Армии, как правило, уже испытанных боями. В 21-м заградотряде 67-й армии, к примеру, из 199 человек 151 участвовал в боях, многие имели ордена и медали. Они носили ту же форму, что и остальная армия. Это приходится подчеркивать, поскольку уже в нескольких фильмах заградотрядчиков показывают чуть ли не в парадных мундирах с командирами в cиних фуражках.
     Война – величайшая драма. Дивизии и полки состоят не из одних героев. Только за десять дней августа 1941 года заградотряды, сформированные военными советами армий, сражавшихся в составе Сталинградского фронта, задержали более 9 тыс. человек, самовольно покинувших поле боя. Для части из них направление в штрафные роты и батальоны стало спасением.
     Огня по своим заградотряды никогда не открывали. Чаще всего они вносили перелом в боевые действия дрогнувших войск как подобранное из проверенных и стойких людей, хорошо вооруженное (пулеметный взвод) подкрепление. Такого рода формирования были во всех армиях, участвовавших во Второй мировой войне. К.К. Рокоссовский, которого справедливо считают одним из самых гуманных командующих, в «Солдатском долге» писал: «Интересы Родины превыше всего, и во имя их требовалось применение самых суровых мер, а всякое послабление шкурникам становилось не только излишним, но и вредным». (Эти слова, кстати, редакторы из первого издания воспоминаний маршала изъяли как якобы ставящие под сомнение массовый героизм войск.)
     Заградительные отряды после перелома в войне начали быстро терять свою первоначальную роль и обрастать комендантскими функциями. Начальник политуправления 3-го Прибалтийского фронта генерал-майор А. Лобачев, к примеру, в августе 1944 г. доносил в ГлавПУР: «Большая часть личного состава заградотрядов используется для охраны штабов армий, линий связи, дорог, прочесывания лесов и т.д. Характерна в этом отношении деятельность 7-го заградотряда 54-й армии. По списку в отряде 124 человека. Используются они так: 1-й автоматный взвод охраняет второй эшелон штаба армии; 2-й автоматный взвод придан 111-му стрелковому корпусу для охраны линии связи от корпуса до армии; стрелковый взвод придан 7-му стрелковому корпусу с той же задачей; пулеметный взвод находится в резерве командира заградотряда, а командир этого взвода назначен комендантом управления тыла армии…» Похожими были донесения и с других фронтов.
     Приказом НКО № 0349 от 29 октября 1944 г. заградотряды были упразднены. Приказ лаконичный:
     1. Отдельные заградительные отряды к 13 ноября 1944 г. расформировать. Личный состав расформированных отрядов использовать на пополнение стрелковых дивизий.
     2. О расформировании заградительных отрядов донести к 20 ноября 1944 г.
     А ВОТ штрафные батальоны и роты прошли через всю войну. Больше того. Сегодня очень и очень немногие знают, что при подготовке на Дальнем Востоке войны с Японией предусматривалось создание и штрафных частей. На Забайкальском фронте, к примеру, постоянный состав штрафбата был сформирован из офицеров 26-й окружной школы снайперов, а начальник этой школы майор Марченко Федор Степанович стал командиром батальона. Впрочем, 3-й отдельный штрафбат Забайкальского фронта (раньше под этим номером воевал ОШБ Калининского (1-го Прибалтийского) фронта) из-за скоротечности войны в Маньчжурии укомплектовать переменным составом не успели.
     Тактические возможности штрафных батальонов и рот были скромны, роль в ходе боевых действий невелика. Это ведь обычные стрелковые подразделения с необычным составом. В их арсенале лишь легкое оружие да жертвенность. И не были упразднены штрафные части на пути к победе главным образом потому, что многим помогли отстоять доброе имя и честь, избежать или избавиться от судимости, вернуться с войны домой незапятнанным. А если погибнуть, то смертью храбрых.
     В этих заметках на основе архивных материалов, к которым редко обращались, хочется рассказать об истории 8-го отдельного штрафного батальона Сталинградского (Донского, Центрального, Белорусского, 1-го Белорусского) фронта. Этому ОШБ выпал особенно длинный и трудный боевой путь – от Сталинграда, Волги до Одера и Берлина.
     Сразу же после объявления приказа № 227 в августе 1942 г. на Сталинградском фронте приступили к формированию по временным штатам двух штрафных батальонов: 1-го и 2-го. Номера тоже были временными, для внутрифронтового использования. К концу сентября стало ясно, что два штрафбата фронт, теперь уже Донской, укомплектовать не сможет. Приказом по войскам № 09/0125 от 30 сентября 1942 г. 2-й ОШБ был расформирован, а его командный и политический состав в количестве 33 человек направлен на доукомплектование 1-го.
     Историю 1-го штрафного батальона, который позднее станет 8-м, открывает приказ, которым гвардии майор Григорьев Яков Федорович объявлял о вступлении в должность комбата. Военкомом батальона был назначен батальонный комиссар Лавренюк Павел Прохорович, начальником штаба – капитан Лобань Григорий Иванович.
     За батальоном закреплялся оперуполномоченный особого отдела НКВД фронта лейтенант госбезопасности Ефимов Павел Тимофеевич.
     Постоянное ядро ОШБ, кроме командира и комиссара, состояло из заместителя комбата (по строевой части), офицеров штаба и политаппарата, командиров и политруков трех стрелковых рот и роты противотанковых ружей, командиров взводов, нескольких интендантов, военврача и военфельдшера. Помимо офицеров, в ротах на постоянной основе служили шесть сержантов и красноармейцев (писарь-каптенариус, санинструктор и четыре санитара-носильщика). Только из нештрафников состоял взвод снабжения и предусмотренный штатом позднее комендантский взвод.
     На 15 августа 1942 г. в 1-м ШБ Сталинградского фронта числились 95 военнослужащих постоянного состава (из них 29 сверх штата до особого распоряжения). Это были проверенные боями люди. Командира и военного комиссара ОШБ подбирал и утверждал Военный совет фронта. Комбату и штабу разрешалось подыскивать подходящих командиров рот и взводов в Отдельном полку резерва офицерского состава (ОПРОС) и отчислять тех, кто надежд не оправдывал. Командир 8-го ОШБ этим правом пользовался. «За попытку уклонения от командировки к передовой линии фронта, - читаем в одном из приказов, - командира стрелковой роты капитана Юхту Ивана Даниловича от занимаемой должности отстраняю, направляю в отдел кадров фронта и ходатайствую перед Военным советом о снижении его в звании до лейтенанта». Было откомандировано и несколько командиров взводов.
     Трудности службы в ОШБ, необходимость разделять все опасности со штрафниками офицерам постоянного состава компенсировали возможностью получить звание на ступень выше штатной категории и льготной выслугой: сутки числили за шесть.
     С ПЕРВЫХ дней августа в батальон, формировавшийся в селе Самофаловка (ныне Дубовского района Волгоградской области. – А.М.), начали поступать бойцы-переменники, то есть разжалованные в рядовые вчерашние офицеры. Из них последовательно – до заполнения – комплектовались стрелковые роты и рота ПТР. Батальон между тем, покинув Самофаловку, перемещался по хуторам Терновка, Попов, Ширяевский. За всю войну он, как и другие штрафные части, ни разу в крупном населенном пункте не размещался. И ни одного крупного населенного пункта не освобождал, всякий раз решая вспомогательные задачи, хотя и самые опасные.
     Документация штрафбата велась образцово. 19 августа 1942 г. был отправлен в госпиталь раненым первый боец-переменник, старший лейтенант. В тот же день при налете немецкой авиации на станцию Котлубань осколок сразил командира 1-й стрелковой роты капитана Спиридона Черного. Его похоронили в Самофаловке на сельском кладбище.
     Первое взыскание, строгий арест гвардии майор Григорьев, пользовавшийся дисциплинарной властью командира дивизии, объявил двум бойцам-переменникам (старшим лейтенантам) за то, что для обустройства батальона те похитили в соседнем колхозе стройматериалы.
     Первой в батальоне удостоилась благодарности начальник санитарной службы военврач 3-го ранга Родина (инициалы установить не удалось). Под обстрелом противника она оказала первую помощь раненому начфину и вынесла его вместе с батальонными ценностями.
     Первую боевую задачу комбат Григорьев и военком Лавренюк получили из штаба фронта 2 октября 1942 г.: сформировать маршевую роту численностью 116 человек, передать ей батальонный обоз – 6 лошадей и 3 повозки, вооружить 2 станковыми и 12 ручными пулеметами, 36 автоматами ППШ и 60 винтовками и отправить по маршруту Терновка – Ширяевский – Б. Ивановка – Лозное в распоряжение командующего 24-й армией генерал-майора И.В. Галанина. К исходу 3 октября сосредоточиться в селе Садки. Деталями хочется передать дух боевых распоряжений фронтового времени, их конкретику.
     Первые серьезные потери ОШБ понес в районе высоты 108,4, что у села Котлубань. Там, как сказано в приказе, проявив отвагу и мужество, погибли смертью храбрых 19 бойцов-переменников и один командир взвода, 28 бойцов-переменников получили ранения. Все погибшие были захоронены на южных скатах той же высоты.
     3 ноября 1942 г. гвардии майора Григорьева на посту командира 1-го ОШБ сменил гвардии майор Бурков Дмитрий Ермолаевич. Чем объяснялась смена? Штрафбат использовался, как тогда выражались, «дробно» и боевые задачи полным составом решал редко. От него в распоряжение армий, корпусов и дивизий обычно выделялись роты. Командиры рот и взводов получали хорошую боевую практику, тактически росли. Комбат же со штабом и политаппаратом больше занимался обучением и воспитанием, подготовкой маршевых подразделений, контролем за их использованием и как организатор боя мог деградировать. Этим и обусловливалась периодическая смена.
http://www.redstar.ru/2006/06/15_06/4_05.html
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8055
  • Отец на фронте
Re: Штрафбаты
« Ответ #23 : 26 04 2010, 11:25:06 »
   На глаза попался форум, на котором подробно разбираются боевые действия 18 ОСШБ за октябрь 1944 года, который входил в состав 43А.  Человек там ищет место захоронения своего деда, который как оказывается воевал в штрафбате нем, поскольку 18 ОСШБ (Отдельный стрелковый штурмовой батальон) по сути штрафным батальоном 43 Армии.
   На форуме есть списки этого штрафбата, есть описание боевых действий на протяжении нескольких дней, потери батальона, фото с памятников, где захоронены бойцы, другие материалы.
http://www.antik-war.lv/viewtopic.php?t=52400&sid=80c35d9a80d6c01d4fa9141a3234d8a8
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

l-wolf

  • СМЕРШ
  • Генерал-майор
  • *
  • Сообщений: 2475
Re: Штрафбаты
« Ответ #24 : 26 04 2010, 22:27:42 »
"24.11.42. 134 сд проводила частную боевую операцию по захвату дд..... и ..... 2\629 сп с приданным взводом сп, птр и штраф.ротой, и орудием ПТО заняв в 4.00 исходное положение после интенсивной арт. подготовки перешли в наступление на д.... и не смотря на сильное огневое сопротивление решительным броском вперед , уничтожая огневые точки и пехоту противника в 7.15 владели д.... В результате уничтожено до 40 немцев, трофеи : 3ст. пулемета, 3 - 50мм миномета, винтовки, противогазы, автомат и два погреба с картошкой. Отличились бойцы штраф.роты и группа разведчиков."
Хорошие солдаты ценою собственной жизни продлевают жизнь отчизне. Хуан де Сабалета

Олег

  • СМЕРШ
  • Полковник
  • ***
  • Сообщений: 1405
Re: Штрафбаты
« Ответ #25 : 26 04 2010, 22:36:55 »
... и два погреба с картошкой. Отличились бойцы штраф.роты и группа разведчиков."

«Шашлык, три штуки, напиши - выбросила в пропасть!»  :)  :)  :)
Хотя по идее должны были написать - уничтожено 2 погреба с картошкой.

l-wolf

  • СМЕРШ
  • Генерал-майор
  • *
  • Сообщений: 2475
Re: Штрафбаты
« Ответ #26 : 26 04 2010, 22:42:08 »
Ну да, по идее тут же тяжелый снаряд - и в щепки... вернее в шелуху....
Хорошие солдаты ценою собственной жизни продлевают жизнь отчизне. Хуан де Сабалета

ДСГ

  • МОДЕРАТОР ФОРУМА
  • Генерал Армии
  • ****
  • Сообщений: 8055
  • Отец на фронте
Re: Штрафбаты
« Ответ #27 : 29 01 2011, 09:22:44 »
Владимир Высоцкий
Штрафные батальоны

 Всего лишь час дают на артобстрел -
 Всего лишь час пехоте передышки,
 Всего лишь час до самых главных дел:
 Кому - до ордена, ну, а кому - до "вышки".

 За этот час не пишем ни строки -
 Молись богам войны артиллеристам!
 Ведь мы ж не просто так - мы штрафники, -
 Нам не писать: "...считайте коммунистом".

 Перед атакой - водку, - вот мура!
 Свое отпили мы еще в гражданку.
 Поэтому мы не кричим "ура" -
 Со смертью мы играемся в молчанку.

 У штрафников один закон, один конец:
 Коли, руби фашистского бродягу,
 И если не поймаешь в грудь свинец -
 Медаль на грудь поймаешь за отвагу.

 Ты бей штыком, а лучше - бей рукой:
 Оно надежней, да оно и тише, -
 И ежели останешься живой -
 Гуляй, рванина, от рубля и выше!

 Считает враг: морально мы слабы, -
 За ним и лес, и города сожжены.
 Вы лучше лес рубите на гробы -
 В прорыв идут штрафные батальоны!

 Вот шесть ноль-ноль - и вот сейчас обстрел, -
 Ну, бог войны, давай без передышки!
 Всего лишь час до самых главных дел:
 Кому - до ордена, а большинству - до "вышки"...

 1963

Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

ДНЕПРОВ

  • СМЕРШ
  • Генерал-майор
  • *
  • Сообщений: 2335
Re: Штрафбаты
« Ответ #28 : 26 02 2011, 09:21:16 »
     23 февраля - День защитника Отечества: Как воевали советские летчики-штрафники
Валерий ВОЛОДЧЕНКО.

   Этот рассказ мы заранее планировали опубликовать к 23 февраля. Дело в том, что наш герой родился именно в День защитника Отечества. Мы хотели поздравить и его, и всех, кто защищает и защищал нашу Родину. Но, увы, до своего 97-летия Герой Советского Союза, легендарный командир летчиков-штрафников Иван Евграфович Федоров не дожил одиннадцати дней, он умер 12 февраля 2011 года.
   В годы Великой Отечественной войны Иван Федоров был командиром уникального в мировой военной истории подразделения - группы летчиков-штрафников. За выдающиеся фронтовые заслуги неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду получил только в марте 1948 года по личному указанию Сталина - «за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм». …Секретное сообщение (от 26 мая 1941 года!) начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии генерал-лейтенанта Голикова на имя народного комиссара авиационной промышленности СССР Шахурина пышет негодованием: «Кроме того, имеются сведения, что полигона для стрельб на заводе нет. Стреляют где попало, даже по козам. Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды…»
- Меня всю жизнь считали нарушителем и хулиганом, - объяснил мне Герой Советского Союза И. Е. Федоров. - Не раз понижали в званиях, выгоняли, сажали под арест, но, слава богу, крыльев не лишали…

     Штрафбатя.   Когда Громов грянул
   Впервые об Иване Федорове мне рассказал другой выдающийся наш летчик - Михаил Михайлович Громов. С ним я познакомился в середине восьмидесятых годов прошлого теперь уже века. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Громов увлеченно работал над рукописью своих мемуаров. Увы, о своем фронтовом подчиненном Иване Федорове и летчиках-штрафниках даже Громов в открытой печати поведать тогда не мог: цензура, соображения секретности. И я, занеся фамилию штрафного летчика в журналистский блокнот, на многие годы забыл об этой «нецензурной» записи. А события были удивительные…
   С первых же дней Великой Отечественной войны летчик-испытатель Иван Федоров стал забрасывать все мыслимые инстанции требованиями об отправке на передовую. Настойчивые его рапорты оставались без ответа. Впрочем, иного и быть не могло: на авиазаводе в Горьком он ставил на крыло новые самолеты, которые после обкатки сразу улетали на боевые позиции. «Броня от фронта» была непробиваемой. И однажды он решился на отчаянный шаг. Подняв в воздух новенький истребитель, взял курс на запад.
   М. Громов (в 1942 году - командующий Третьей воздушной армией Калининского фронта): «На фронтовом аэродроме ЧП - неопознанный самолет!» А Ванька глушит моторы, счастливая улыбка до ушей: «Товарищ генерал! Летчик-испытатель Федоров прибыл в ваше распоряжение…»
- Особисты вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с авиазавода, - прокомментировал мою давнюю журналистскую запись Иван Евграфович. - Но спас Громов.
   Тогда Иван Федоров, конечно, не знал, что спас его, объективно говоря, не Громов, а сам Иосиф Сталин! Вернее, знаменитый и беспощадный сталинский приказ № 227 от 28 июля 1942 года, который однозначно потребовал: ни шагу назад! Приказ детально определил: «Сформировать в пределах фронта  от  одного  до  трех  штрафных  батальонов… В пределах каждой армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою вину кровью».

   «Иконостас» летчика-штрафника.
   До сих пор самым весомым аргументом опровергателей «летающего штрафбата» является такой: как же они дрались «без присмотра», почему не улетали к немцам? Да потому!
   Михаил Громов ответственность за летчиков-штрафников на себя взял и собственной головой рискнул. Через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана и приказал: «Пиши отчет, предлагай, что делать со штрафниками». И Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к другим высоким правительственным наградам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам.
   После войны летчик-испытатель Федоров работал в КБ Лавочкина. Начиналась эра реактивной авиации. Испытывая новейшие самолеты, Федоров попутно установил несколько десятков  рекордов.
   Сталин с уважением и симпатией относился к Лавочкину, чем тот и воспользовался при встрече. «Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф-пилот, - подтолкнул он к вождю Ивана. - Фронтовик. Неоднократно представлялся к званию Героя…» Сталин задумался, с интересом буравя Федорова своим тяжелым взглядом, попыхал трубкой. Потом пообещал: «Разберемся!» Так в марте 1948 года Иван Федоров получил давно заслуженную  награду - Золотую Звезду Героя.
   
   Засекреченный Герой
   Многие годы Иван Федоров был абсолютным  секретоносителем. Официальное о нем упоминание случилось только в перестроечные времена: в 1988 году его имя впервые появилось в открытой печати - в биографическом словаре «Герои Советского Союза». В официальном издании были перечислены, например, его награды - ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды и т. д., при этом как-то туманно и обтекаемо говорилось о количестве сбитых самолетов врага. Почему? Да потому, что по количеству  уничтоженных  во  время войны вражеских самолетов И. Федоров значительно превзошел наших самых прославленных воздушных асов. И при личной с ним встрече я не мог не задать прямого вопроса: сколько сбил?
    Иван Евграфович ответил буднично: «134 самолета. Шесть из них - таранил. Это за все военные конфликты…» Для сравнения: на официальном победном счету известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина 59 сбитых фашистских самолетов, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета.

    Послужной военный список.
   - И Кожедуб, и Покрышкин - выдающиеся герои, - сказал Иван Евграфович. - Но на фронте много отважных ребят было. Знаю летчиков, которые и по десятку самолетов за один бой сбивали. Ни в одной армии мира нет таких показателей…
   Серое словечко «показатели» в нашем разговоре возникло не случайно. Дело в том, что «социалистический учет» у советских летчиков был организован чрезвычайно жестко и ему сопутствовали совсем непростые условия. У немцев хватало доклада пилота, чтобы его победа в воздушном бою была признана и отмечена. Личные показания наших летчиков в расчет не принимались. Исключительно «подтверждение с земли» имело документальное значение.
- Надо было ехать на место боя, искать, доказывать, - вспоминает о процедуре «учета» Федоров. - Добирается туда комендантская команда, а пехота говорит: это мы сбили. У зенитчиков, артиллеристов - свои претензии. Никто не дает необходимую справку. В контакт входили и добивались доброго расположения традиционным российским способом - вынимали бутылку спирта…
- А спирта, если честно, было жалко, - признался, смеясь, Иван Евграфович.
    Сегодняшние недоброжелатели Федорова соглашаются признать, словно на рынке торгуясь, «до семнадцати» его личных боевых побед. Пусть эта цифра останется на совести тыловых счетоводов. Ведь даже в английских источниках (например, в энциклопедии «Асы Сталина») другой приведен счет: по версии англичан, в годы Великой Отечественной войны Иван Федоров уничтожил 49 самолетов врага лично и 47 - в группе.
   К этой «бухгалтерии» Иван Федоров всегда был равнодушен, а сенсационную цифру сбитых им самолетов врага назвал мне совершенно мимоходом: ты спросил, я ответил.
   Похоронив жену, Иван Евграфович оставил на могильной плите место и для себя. 12 февраля 2011 года пробел заполнился...
Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков (прототип  Маэстро из культового фильма «В бой идут одни «старики»), который в официальной иерархии самых результативных советских летчиков   Великой  Отечественной войны значится на четвертом - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - месте, никогда не скрывал, что считает себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: «Любой бой я сразу переводил на «вертикаль», чему научил меня  виртуозный летчик-истребитель Иван Федоров...»

   Стыдная история
   Первые мои журналистские публикации о командире группы летчиков-штрафников состоялись в год 60-летия Победы. И были они написаны со слов Михаила Громова и самого Ивана Федорова. Тем не менее газетный рассказ о «живой встрече» с командиром летчиков-штрафников был замечен на самом верху. Журналисты самых разных изданий стали добиваться у героя «эксклюзивных интервью». Возможно, все эти обстоятельства и послужили началом уже другой, стыдной истории… В редакции центральных газет, на телевидение вдруг стали приходить «протестующие письма», которые можно было бы объяснить обыкновенной человеческой завистью и не обращать на них внимания, но уж больно громкие фамилии стояли под «опровержениями». Я не буду сегодня вспоминать эти фамилии, скажу только, что отцы возмущенных «подписантов» были в свое время кремлевскими вельможами-небожителями и сталинскими приближенными. Претензия сводилась к тому, что летчиков-штрафников не было, потому что не было никогда!
   И пришлось мне несколько лет заниматься «архивными изысканиями». Наша история - самая таинственная в мире, и многие грифы секретности, наштампованные еще бериевскими сотрудниками, продолжают оставаться действующими… Легче всего оказалось подтвердить авиационные рекорды. Приведу самую последнюю строку из представления И. Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: «В конце 1947 года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости». Ниже подпись: главный конструктор Лавочкин.
   В конце концов я добрался и до наградного листа, подписанного зимой 1943 года генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко. Цитирую с некоторыми сокращениями: «Федоров И. Е. - участник Отечественной войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах.
    За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мною. - В. В.) летного состава».
   А вот свидетельство из другого наградного листа, подписанного в октябре 1944 года полковником Додоновым и генерал-лейтенантом авиации Журавлевым: «Лично полковник Федоров летает на всех типах отечественных самолетов с большим желанием. В бою смел и при встрече с противником навязывает ему бой. За организацию и руководство ГРУППОЙ  ШТРАФНИКОВ (выделено мной. - В. В.) и командование дивизиями Федоров И. Е. награжден орденом       Отечественной войны I ст. и орденом Александра Невского…»
   И еще цитата. Из наградного представления к ордену Отечественной войны I ст., подписанного командующим 3-й ВА Громовым 27 декабря 1942 года: «За период с 23 июня 1942 г. тов. ФЕДОРОВ имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Тов. ФЕДОРОВ провел 6 воздушных боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил один и подбил два самолета противника (все три Ю-88). В этом бою тов. ФЕДОРОВ получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8 самолетов противника тов. ФЕДОРОВ сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. ФЕДОРОВ сбил 1 самолет Ю-88 и в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1 самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. ФЕДОРОВ был сбит сам и получил ранение лица и ног».

  Сталинские соколы.
   Никаких комментариев, по-моему, не требуется. Но обратите внимание на разночтения в документах: если у  Громова  зафиксировано, что 12.7.42 г. Федоров уже сбил самолет врага, то в первом процитированном представлении к награде он назван участником войны… с 27.7.42 г. В этих безобразных штабных ошибках тоже Федоров виноват?!
   Что касается «количества сбитых самолетов» (а штрафникам их особо и не считали), то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому, что плохо искал, а потому, что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в простой «правительственной командировке». А отважно там дрался и побеждал фашистов (по разным сведениям, проверить которые сегодня не представляется возможным, «испанский счет» составил 24 сбитых самолета) некий «капитан Жан», которого испанцы прозвали Диабло Рохо - Красный дьявол.
   И в Китае согласно официальным документам в 1940 - 1941 годах Иван Федоров, надо полагать, тоже мирно летал-развлекался. Именно об этом его летном периоде сообщалось в донесении начальника Разведывательного управления Красной Армии наркому авиационной промышленности СССР.
   - Да, по горным козам стреляли! - сразу же согласился с «вопиющим фактом» и объяснил секретную переписку Иван Евграфович. - Потому что жрать летчикам было нечего…
   У историка Вячеслава Родионова, который много лет скрупулезно исследует биографию Федорова, свое видение «победной проблемы» летчика-штрафника: «Почему вообще у некоторых завистников возникает сомнение в количестве сбитых Иваном Евграфовичем самолетов? Это в штабах должны были фиксировать уничтоженные им цели. Домысливать ничего не буду, но напомню мелкий в масштабах военной истории факт: в это же время на Калининском фронте летал Василий Сталин. И авиадивизия, к которой сын вождя был приписан, просто поражала своей победной результативностью. Как тут не вспомнить ломоносовское: «Если где-то убавилось, то в другом месте обязательно присовокупится…»

   Иван Федоров с главным конструктором С. А. Лавочкиным.
Сколько Звезд Ивану «недодали»?
   В годы Великой Отечественной войны для летчиков были определены специальные наградные «расценки»: 19 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 0299 (НКО СССР) «О порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». Согласно этому приказу к званию Героя Советского Союза летчик представлялся за десять сбитых самолетов врага. К концу войны, когда отлегло, «наградную планку» приподняли, и Звезду стали давать за десять лично сбитых бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолетов других типов.
   Мы не будем делить «на пятнадцать» 134 самолета, которые,  я твердо в этом убежден,  завалил  отчаянный летчик-штрафник, а возьмем нижний предел - 17 (который допускают даже недоброжелатели летчика) уничтоженных им целей. И получается, что по любому счету положена Ивану Евграфовичу еще одна Золотая Звезда Героя - именно за военные заслуги. И соответственно бюст от государства на родине героя. Бюст положен, но Федорову он не требуется. Он сам себе установил памятник! На одном из подмосковных кладбищ. На могиле жены, летчицы и участницы войны, с которой летал в одном фронтовом небе и рядом с которой теперь вот упокоился. Памятник по нынешним временам весьма скромный: вертикальная плита, на которой изображена красивая пара - мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами вместо ангела. Год смерти мужчины на могильной плите многие годы не был обозначен, пустовала строка…
http://kp.ru/daily/25642/805843/
« Последнее редактирование: 26 02 2011, 11:01:57 от ДСГ »

ДНЕПРОВ

  • СМЕРШ
  • Генерал-майор
  • *
  • Сообщений: 2335
Re: Штрафбаты
« Ответ #29 : 26 02 2011, 09:22:42 »
И в этой же газете:
МИФ № 4

Осужденные летчики сбили 500 самолетов- А еще рассказывают, что летчики искупали вину в специальном воздушном штрафбате...

- Да, слышал я эти небылицы. Одна из весьма авторитетных российских газет дважды рассказывала о неких штрафных авиационных отрядах во главе с Героем Советского Союза Иваном Федоровым. Якобы группа штрафников численностью в 50 человек с августа 1942 года всего за три месяца сбила порядка 500 (!) самолетов врага. Цифра совершенно невероятная. По словам Героев Советского Союза генерал-лейтенанта Микояна и летчика-испытателя Щербакова, подобных достижений даже лучшие истребительные авиаполки добивались за 3 - 4 года тяжелейших сражений и ценой огромных потерь.

В архивах не обнаружено ни одного приказа, ни одного боевого донесения о действиях такого авиаотряда. Зато имеются документы о том, что летчиков отправляли на «исправление» в стрелковые части Сталинградского (Донского) фронта.

http://kp.ru/daily/23941.3/70643