ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Увековечение памяти при защите Отечества.
Увековечению подлежит память:
- погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
- погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
- умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
- погибших. Умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.
Кроме того, увековечивается память объединений, соединений, учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий. Вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
- сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
- сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
- занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;
- создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
- публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;
- присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям. Учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;
- установление памятных дат и Всероссийского дня памяти. По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
РАЗДЕЛ II
ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества.
Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества.
Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за захоронение, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на местные органы власти и управления и органы военного управления.
Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят местные органы власти и управления.
При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
Перезахоронение останков погибших проводится по решению местных органов управления с обязательным уведомлением родственников погибших.
Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений.
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств - представительствами российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляется в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений.
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений. I Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с местными органами власти и управления.
Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления и органы военного управления.
Статья 7. Восстановление воинских захоронений.
Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления.
Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.
РАЗДЕЛ III
ПОИСКОВАЯ ГАВОТА
Статья 8. Организация поисковой работы.
В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления.
11роведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы.
Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными актами, издаваемыми органами государственной власти и управления.
Захоронения выявленных в ходе поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего закона/а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами местных органов власти и управления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.
Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передается по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения. Проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 10. Органы управления, осуществляющие работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Руководство работой по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве Российской Федерации, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечивания памяти погибших.
Деятельность указанного органа осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работу по увековечиванию памяти погибших при защите отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство печати и информации Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, а также местные органы власти и управления.
Статья 11. Полномочия органов управления, осуществляющие работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Специальный орган по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества при при Правительстве Российской Федерации:
- руководит работой по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию:
- разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
- организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;
- осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рас2 смотрение президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;
- организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;
- рассматривает предложении граждан, местных органов власти и управления, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечивания памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;
- осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона. Министерство обороны Российской Федерации:
- по поручению специального органа по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества при Правительстве Российской Федерации разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;
- участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;
- ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
- координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы. А также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;
- совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;
- участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;
- рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.
Органы военного управления:
- принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;
- оказывает практическую помощь местным органам власти и управления, общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;
- осуществляет документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
- участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляет их учет;
- оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
Министерство безопасности Российской федерации:
- ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
- принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
- участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
- обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;
- в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;
- ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
- принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
- определяет порядок издания книг памяти в системе Министерств.
Министерство иностранных дел Российской Федерации:
- разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;
- через свои представительства в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует учет и паспортизацию воинских захоронений на территориях других государств;
- согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;
- регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;
- устанавливает порядок посещения воинских захоронении на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) - гражданами других государств.
Служба внешней разведки Российской Федерации:
- ведет учет погибших из числа сотрудников;
- принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;
- участвует в подготовке материалов для книг Памяти;
Министерство печати и информации Российской Федерации:
- обеспечивает полиграфическую базу для изданий Всероссийской. Республиканских, краевых, областных и городских (городов Москвы и Санкт-Петербурга) книг Памяти;
- обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести,
Министерство культуры Российской Федерации:
- организует проведение мероприятий, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества;
- принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству мест воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибшим, классификации и паспортизации воинских захоронений.
Местные органы власти и управления:
- организуют планирование и реализацию программ, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества;
- осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях;
- проводят паспортизацию и учет воинских захоронений;
- привлекают общественные объединения для проведение поисковых работ;
- осуществляют связь и взаимодействие с организациями других государств по сохранению и благоустройству воинских захоронений;
- создают резерв площадей для новых воинских захоронений;
- руководят изданием книг Памяти;
- контролируют исполнение настоящего Закона и при обнаружении нарушений принимают меры по их устранению.
РАЗДЕЛ V
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧИВАНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечиваением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечиваением памяти погибших при защите Отечества, финансируется из республиканского бюджета российской Федерации.
Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территории других государств и захоронение военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.
Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечиваению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающий память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
14 января 1993 года
N 429
http://www.ostfront.ru/Bibliotek/LawRememb.html