Алтайская железная дорога от Новониколаевск (ныне Новосибирск) до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию в 21 октября 1915 г., а в постоянную - в 1917 г., в разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от Арыся до Алма-Аты. Ей придавалось такое значение, что в 1917 г. было решено снять рельсы с тупиков Среднеазиатской дороги и передать их в Семиречье. Тем не менее к 1917 г. линия была доведена только до Бурного, и только в 1924 г., уже при большевиках, сдан в эксплуатацию участок Бурное - Луговая - Пишпек (ныне Бишкек).
http://www.turksib.com/history.phpВ 1912 г. за дело взялся предприниматель А. И. Путилов , создавший два акционерных общества по постройке железнодорожных линий: Семиречен-ской (Арысь — Верный) и Алтайской (Новониколаевск — Семипалатинск) —-железнодорожных подходов к будущему Турксибу. К 1917 г, были сооружены Алтайская линия, протяженностью 653 км и частично Семиреченская (от стан¬ции Арысь до станции Бурное). В годы гражданской войны часть железных дорог Сибири и севера Казах¬стана была занята войсками Колчака, в том числе линия Новониколаевск — Семипалатинск. В 1918 г. в Омске на совещании у Колчака было решено про¬вести железную дорогу от Семипалатинска до Сергиополя для снабжения войск семиреченским хлебом; главой технического совета по строительству назначили американского инженера Д. Ф. Стивенса". За 1919 г. уложили около 140 км дороги от Семипалатинска, причем по облегченным нормам. После освобождения Сибири и севера Средней Азии от войск Колчака эти пути были разобраны и отправлены на другие объекты. Когда в России стала проводиться новая экономическая политика, к учас¬тию в продолжении строительства Семиреченской железной дороги был при¬влечен частный капитал. Это позволило за семь месяцев выполнить работы по возведению земляного полотна и искусственных сооружений, укладке пути на участке Бурное — Пишпек, строительству станций и депо в Аулие-Ате. К 1922 г. вступили в строй участки Бурное — Аулие-Ата, а в 1924-м — Аулие-Ата — Пишпек, и появилась возможность регулярно доставлять хлеб из Се¬миречья в другие районы Средней Азии^. «Продовольственными» линиями в рассматриваемом регионе были также Петропавловск — Кокчетав — Курорт Боровое и Павлодар — Славгород. В 1925 — 1926 гг. в связи с завершением восстановления народного хозяйства намечались планы создания новых производств и строительства транспортных магистралей. 3 декабря 1926 г. Совет Труда и Обороны СССР признал сооружение магистрали Луговая — Семипалатинск (Турк-еиб) стройкой общесоюзного значения . Начался новый этап в реализации плана соединения Сибири и Туркестана и освоения Среднеазиатского ре¬гиона.
http://www.prometro.ru/zhdussr_15.html«Пионер» строительства.
Можно смело сказать, что инженер Тынышпаев был «пионером» автодорожного строительства в родном Семиречье. Но свои благородные замыслы он не успел осуществить, в этом нет никакой его вины. Он - государственный работник и неуклонно исполнял приказы вышестоящих руководителей. Теперь его направляют, чтобы претворял в жизнь свои мечты, ради которых поступил в институт, стал инженером путей сообщения. Передовые люди России давно мечтали о сооружении железнодорожной связи Сибири с Туркестаном. Но только в 1906 г., когда была построена Ташкентская дорога, МПС направило экспедицию для изыскания трассы Туркестано-Сибирской магистрали. В одной их них принимал участие молодой инженер Тынышпаев, о чем мы рассказывали в одном из номеров газеты «Доживем до понедельника». Кроме этого, он сооружал Семиреченскую дорогу от Арыси до Пишпека. Но грянул выстрел «Авроры», стройка заглохла. И только в октябре 1923 года она возобновилась под руководством наркома путей сообщения Ф. Дзержинского. За семь месяцев 1924 года строители — русские, казахи, киргизы, узбеки, уйгуры - уложили 276 километров стальных путей, и 8 августа в Пишпеке состоялось торжественное открытие Семиреченской дороги.
http://ddp-main.narod.ru/2002/nomer_41/chtobi_pomnili.htm