Шел январь сорок пятого года. Советские войска очищали польскую землю от фашистских захватчиков. На рубеже Бзура – Равка вела упорные бои
47-я гвардейская танковая бригада. Смелостью и отвагой отличались бойцы и командиры роты лейтенанта Кравченко. Экипажи тридцатьчетверок наносили ощутимые удары по противнику.
В ночь на 17 января рота Кравченко получила боевую задачу: захватить аэродром противника под городом Сохачев и любой ценой удержать его до подхода подкреплений. Усиленная двумя самоходными орудиями, мотострелковым взводом и отделением саперов, рота вышла на исходные позиции. Впереди начали действовать разведчики, которым вскоре удалось захватить в плен гитлеровцев. Пленный показал, что на аэродроме стоят истребители «фокке-вульф» и другие самолеты, до десятка зенитных орудий и подразделения солдат. Город готовится к обороне, на железнодорожной станции – скопление эшелонов с .воинским имуществом, вывезенным из Варшавы. Дополнительной разведкой установлено, что минных полей на подступах к аэродрому нет, имеются лишь проволочные заграждения.
Командир батальона рекомендовал Кравченко атаковать аэродром с наступлением рассвета. Поставив задачу командирам танков, комроты Кравченко обратился к своему механику-водителю сержанту Чапаеву:
– Атаковать я решил на предельной скорости. Двигаться будем за танком лейтенанта Чубенко. Остальные машины идут справа. Как у тебя мотор? Все проверил?
– Осмотрел хорошо. Механизмы работают безупречно. Заправки хватит,– отвечал Чапаев.– Не подведем, товарищ гвардии лейтенант.
Наступил рассвет. Прозвучала команда, и десять тридцатьчетверок вихрем понеслись к аэродрому. За танками устремились самоходно-артиллерийские установки. Чапаев вел машину в 20–30 метрах позади танка Чубенко. Он знал, что за рычагами управления впереди идущего танка сидит опытный водитель Сластин, фронтовой товарищ Чапаева. Не подведет. Прошли мелкий кустарник, вот и колючая проволока. Нужна осторожность, чтобы не намотать ее на гусеницы. Чапаев немного притормозил, и сразу же в шлемофоне команда:
– Скорость держи! Не отставай!
Прорвав без особого труда проволочные заграждения, танк Чапаева, не открывая огня, стремительно ворвался на аэродром. Через открытый люк Чапаеву было видно, как многие самолеты в это время уже выкатывались к взлетной полосе, но неожиданное появление советских танков застало фашистских летчиков врасплох, они растерялись, забегали вокруг своих машин и не смогли поднять их в воздух. Справа вперед вырвался танк лейтенанта Гнедаша. Он сразу же направил танк на ближайший самолет.
– Можно и мне пройтись по хвостам фашистских стервятников? – спросил разрешения у своего командира механик-водитель Чапаев.
– Только по самому хвостику! Действуй! Тридцатьчетверка стремительно понеслась по летному полю, и два стоявших поблизости «Мессершмитта-109» оказались с помятыми хвостами. Гусеницами танков и пушечно-пулеметным огнем рота Кравченко в этой атаке вывела из строя около двадцати самолетов противника. Гитлеровцы пытались оказать сопротивление, бросившись к зенитным пушкам, но танкисты упредили их.
– Вправо! На зенитные орудия!–кричит по рации командир роты. А Чапаев уже развернул свою машину, и сразу же заговорила танковая пушка испаренный с ней пулемет. Гитлеровцы, увидев мчавшийся на них Т-34, растерялись. Кто-то из расчета пытался развернуть орудие на танк, но не успел. Раздался скрежет – и вражеская пушка превратилась в груду металлолома. Успеху атаки способствовал и взвод зенитно-пулеметных установок, двигавшийся вслед за танками. Своим огнем он блокировал помещения аэродрома, уничтожая живую силу врага. В атаке были опрокинуты и подмяты зенитки, а их расчеты разбежались или были уничтожены танкистами.
Вскоре на аэродром прибыли и другие танки батальона. Кравченко приказал Чапаеву поставить танк в засаду и замаскировать, сам же доложил комбату о выполнений задачи.
– Аэродром будем удерживать во что бы то ни стало до подхода основных наших сил,– объявил комбат.– Подгоните несколько танков к железной дороге и не давайте врагу угонять эшелоны из Сохачева.
Кравченко приступил к выполнению новой задачи. Не прошло двух часов, как на шоссе показалась колонна вражеских войск. Двигались в сторону аэродрома автомашины, бронетранспортеры, мотоциклы, повозки. Гитлеровцы не ожидали здесь, далеко от переднего края, у себя в тылу встретить советские танки. Подпустив противника на 200–300 метров, наши подразделения открыли сильный огонь из пушек и пулеметов. Слаженно действовал весь экипаж Кравченко. Маневрируя на местности, механик-водитель Чапаев четко выполнял команды своего командира.
Позже со стороны железнодорожной станции противник несколько раз переходил в атаку, пытаясь вернуть аэродром, но ничего не добился. К полудню к танкистам стало подходить подкрепление, и успех окончательно был закреплен.
На второй день над аэродромом показались наши самолеты. По сигналу с земли они совершили посадку. Это были летчики 402-го истребительного авиационного полка. А 18 января польский город Сохачев был освобожден от немецио-фашистских захватчиков. В боях активное участие принимал и танк гвардии сержанта Чапаева. В этот же день приказом Верховного Главнокомандующего всему личному составу, принимавшему участие в боях за город, была объявлена благодарность.
К вечеру 22 января 47-я танковая бригада вела наступление на г. Быдгощ. Действуя в ночных условиях, танкисты внезапно вырвались в тыл врага и атаковали противника. В голове бригады наступала рота лейтенанта Кравченко. Танкисты заметили колонну вражеских автомашин, отходящих в сторону города Накеля. Замыкало колонну самоходное орудие.
– Впереди нас самоходка,– доложил Чапаев своему командиру.– Разрешите протаранить.
– Действуй! – ответил Кравченко.
Своим танком Чапаев ударил самоходку и свалил ее в кювет. Продолжая наступать, тридцатьчетверки настигли колонну автомашин и с ходу разгромили ее. Позже, такая же участь постигла и конный обоз с военным имуществом.
– Смело действуешь,– похвалил командир роты своего механика-водителя.– Комбриг доволен. Обещал к награде представить.
27 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру роты В. И. Кравченко и его механику-водителю Н. С. Чапаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/heroes/hero_095.htm Ночная темнота обеспечивала скрытность и внезапность действий танковых и механизированных соединений и позволяла захватывать важные рубежи и объекты с ходу. Однако сложные ночные условия требовали от командиров большого умения в организации и руководстве боем, а от войск — высокого мастерства в нанесении внезапных и дерзких ударов под покровом темноты. Великая Отечественная война богата опытом подобных боевых действий бронетанковых войск. Так, в ходе Висло-Одерской операции передовой отряд 9-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой армии — 47-я гвардейская танковая бригада со средствами усиления под командованием полковника Н. В. Копылова — внезапным ночным ударом овладел г. Груец и к 24.00 16 января завязал бой за Сохачев, перерезав пути отхода противника из Варшавы на запад. Действуя преимущественно ночью, бригада прошла за сутки с боем до 90 км.
С целью своевременного перебазирования авиации и надежного взаимодействия с ней войска 2-й гвардейской танковой армии захватывали с ходу аэродромы противника и готовили их для авиации. Например, 66-я гвардейская танковая бригада 12-го гвардейского танкового корпуса захватила аэродром и 62 исправных самолета противника в городе Любек, а 47-я гвардейская танковая бригада 17 января 1945 г. внезапным ударом захватила аэродром противника в районе Сохачев, куда незамедлительно перебазировалась 265-я истребительная авиационная дивизия{152}. Вблизи еще шли бои, всюду блуждали обойденные танковыми войсками вражеские группы. Поэтому для обороны аэродрома был выделен танковый батальон, который оставался до подхода стрелковых дивизий.
http://www.uvao.ru/uvao/portal/regions/n_1586/o_134991