В дивизию прибыли осетины, кабардинцы, армяне, русские, грузины, белорусы, азербайджанцы и другие представители народов СССР. Оставив мирный труд, учебу, молодые люди шли, чтобы защитить свою любимую Родину, свою многонациональную семью от фашисткой чумы. Они не знали кабалы, эксплуатации и не хотели знать ее, Они родились свободными гражданами свободной страны и горели желанием защищать свои права, свою землю, свою свободу и жизнь. Прибывали и побывавшие в боях, с рубцами ранений, и имевшие уже опыт
борьбы командиры, бойцы. Прибывали и молодые лейтенанты военных училищ.
Полковник Шварев Н. А. 2 августа принял командование дивизией. Он прибыл прямо из госпиталя города Нальчика, где лечился по поводу серьезного ранения, полученного в окруженном Севастополе. Это был культурный, грамотный командир, старый большевик, участник гражданской войны, награжденный орденом боевого Красного Знамени за войну с белофиннами. Вместе с ним прибыл из госпиталя с назначением комиссар Волкенштейн, начальник штаба Сокольский, начальник оперативного отдела Малышко Н. Г., начальник политотдела Д. Ц. Цырямпилон.
Первыми командирами были назначены: майор Алексеев в 606 стрелковый полк, майор Жердпенко в 571 стрелковый полк, майор Беляев в 773 артполк. Командиром 761 стрелкового полка был майор Пономарев.
К концу августа дивизия была в основном сформирована, укомплектована личным составом. Прибывала материальная часть, личное оружие. Оно вручалось в торжественной обстановке. Принимая боевую технику и оружие, бойцы и командиры клялись использовать могучую технику и оружие для уничтожения врага с наибольшей эффективностью, клялись оберегать его как зеницу ока. Шли горячие дни учебы. Каждая минута использовалась с максимальной нагрузкой. Воины, уже побывавшие в боях, передавали свой боевой опыт молодым. Особенно пользовались успехом выступления перед молодыми бойцами следующих бывалых воинов: Иоффе М. Д., Коваленко А. А., Кривого В. М,, Иваненко А. В., Грушевского Я. Д. и других. 14 сентября 1942 г. незабываемый день: молодые бойцы давали торжественную клятву, присягали мужественно защищать свою Родину, не жалея сил, крови и жизни.
15 сентября дивизия своим ходом выступила на фронт. Фашисты стремились любой ценой прорваться к грозненской и Бакинской нефти. Они уже заняли населенные пункты Верхними Кури (севернее Орджоникидзе на 57 км), Эльхотово (севернее Орджоникидзе на 50 км), подошли к Алагиру (западнее на 35 км). Дивизия получила задачу: занять оборону на широком фронте, преградить путь немцам к городу Орджоникидзе с севера. Левый фланг село и гора Заманкул, правый юго-западная часть города Малгобек.
5 октября дивизия начала боевые действия с обнаглевшим врагом, а 6 октября 1942 года принято считать днем рождения дивизии, се второго формирования. С этого дня враг не смог продвинуться на участке обороны дивизии ни на один шаг. В оборонительных боях особенно отличились артиллеристы подполковника Трушковского. Поддерживая «огнем и колесами» 606-й, 571-й, 761-й стрелковые полки, артиллеристы проявляли исключительное мужество и отвагу.
317-я стрелковая дивизия в то тяжелое время вела оборонительные бои в полу-окружении. 7 ноября в селе Гизель (пригород Орджоникидзе) прорвавшаяся группировка немцев была уничтожена. После разгрома немцев под Сталинградом войска Закавказского фронта повсеместно перешли в наступление.
Советские войска начали гнать немцев за Терек. В ночь с 3 на 4 января 1943 года части дивизии заняли Верхний Кури, Верхний Ахбаш, хутор Тамбовский. Враг в панике бежал, оставляя технику, вооружение и много убитых.
6 января 1943 года при содействии других частей и соединений 317-ая стрелковая дивизия освободила город Прохладный, 14 января город Георгиевск, 15 января город Минводы, 25 января дивизия освободила станицу Новоалександровскую.
Освобождение этой станицы (теперь город Новоалександровск) было первым наступательным действием, где участвовали все части дивизии. До этого 317-я стрелковая дивизия шла во втором эшелоне 58-й армии. На подступах к станице разгорелся жаркий бой. Ночь озарялась орудийными вспышками и всполохами пожаров. Снаряды рвали в клочья мерзлую землю, упругий холодный воздух прорезали пулеметные и автоматные очереди. Гитлеровцы засели в железнодорожной будке и поливали свинцовым градом наши наступающие цепи. Командир роты бронебойщиков старший лейтенант Иванов сказал бойцам обойти огневую точку с тыла. Группа смельчаков рванулась вперед. Вскоре им повстречался, тяжело буксуя, вездеход с боеприпасами, который шел к будке на помощь фашистам. Воспользовавшись замешательством врага, Виктор рывком бросил гранату в окно будки. Замолчал пулемет. Путь для наступающих был открыт. Днем хоронили погибших. Здесь, в Новоалександровске, похоронены старший лейтенант Пимен Леонтьевич Луковский, лейтенант Георгий Иванович Бочков, младший сержант Петр Емельянович Гальцев и Павел Александрович Ивайлов, рядовые: Петр Иванович Тронь, Андрей Лукьянович Остапенко, Дмитрий Дмитриевич Солодов и многие другие. Жители города и однополчане свято чтут их светлую память.
Воспоминания бывшего комиссара 761-го стрелкового полка Склярова Андрея Поликарповича 23 января 1943 года 317-я стрелковая дивизия заняла станицу Новотроицкую. Ночь этого же дня командира 761-го стрелкового полка майора Григорьева и меня вызвали в штаб дивизии. Нам было приказано выделить один стрелковый батальон, придать ему роту автоматчиков и батарею противотанковых пушек. Весь этот ударный отряд посадить на автомашины и атаковать противника у станицы Новоалександровской с задачей к концу 24 января занять железнодорожную станцию Расшеватка. Справа наступает 571-стрелковый полк нашей дивизии, а слева 136-я стрелковая бригада. Прибыв в полк, мы тут же собрали командиров и политработников третьего стрелкового батальона, роты автоматчиков и артиллеристов, разъяснили им приказ командования дивизии и поставили свои задачи.
Утром 24 января 1943 года провели короткий митинг с личным составом. На митинге выступил командир полка и я. Мы сказали: настало время расплаты с врагом за все его злодеяния, гибель миллионов ни в чем не повинных советских людей. Наша задача быстрее изгнать фашистов с нашей земли и уничтожить их. После митинга подошел ко мне комсорг полка
Георгий Бочков, очень боевой, энергичный и веселый вожак молодежи; «Товарищ старший политрук! обратился он ко мне. Разрешите мне пойти вместе с ударным батальоном на штурм Новоалександровской!» Я-разрешил ему. Вслед за ним обратился ко мне мой ординарец комсомолец Борис (фамилия в памяти не сохранилась) с такой же просьбой разрешил и ему. Дал им ряд советов: чтобы в пути были бдительней, вели тщательную разведку, после чего действовали решительно и организованно.
К полудню этого же дня ударный батальон 761-го стрелкового полка подъехал к предпоследней железнодорожной будке станции Расшеватка и был обстрелян противником. Бойцы и командиры быстро покинули автомашины, приняли боевой порядок и организовали разведку. Через несколько минут разведка доложила, что противник силой до полка пехоты находится в станице, имеет бронемашины и бронетранспортеры.
Батальон и рота автоматчиков по сигналу красной ракеты двинулись в наступление. Первой ворвалась на окраину станицы по линии железной дороги рота автоматчиков во главе с комсоргом полка Георгием Бочковым, от него не отставал и мой Борис. Левее наступала 9-я рота под командованием старшего лейтенанта Казимагомедова. Они ворвались на окраину станицы. Фашисты яростно оборонялись, а затем перешли в контратаку, бросили против смельчаков четыре бронемашины с пехотой. Завязался жестокий бой, перешедший в рукопашный.
Прямой наводкой наши пушки подбили две бронемашины. Но силы были далеко не равные. Когда я узнал о создавшейся обстановке, быстро прибыл к месту боя и организовал наступление резервов батальона и эвакуацию с поля боя наших раненых и убитых. В первом же бою погиб смертью храбрых Георгий Бочков, командир роты автоматчиков Тарасов, заместитель командира батальона Луковский П. Л., командир 8-й роты Бабашкин Н. П., командиры взводов: Непомнящий П. Е., Гальцов Г. С., Джорбенидзе Г. С, Иванов П. А., бойцы: Апарин Д. С, Агиев К. А., Бутбая X. Д-, Гудков Г. В., Гохария В. Г., Джонджуа Г. М., Ершов В. Ф., Ершов Ф, Ф., Конкин В. П., Млиновой И. И., Мищенко С. А., Медведев В, К., Добровольский С. И. и другие наши боевые товарищи, имена некоторых, к сожалению, до сего времени не установлены.
Более 20-ти человек ранено, в том числе командир 9-й роты Казимагомедов Таджимагомед, комиссар батальона, старший лейтенант Блохин и другие товарищи.
Сосредоточив свои силы, мы с командиром полка ночью организовали новое наступление и к рассвету 25 января 1943 года вместе с другими частями выбили оккупантов из станицы. Фашисты, потеряв более 100 своих солдат и офицеров убитыми и ранеными, отступили.
Теперь, при въезде в город Новоалександровск, на его восточной окраине, против последней железнодорожной будки, на курганчике находится братская могила, где мы похоронили своих героев, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины.! Все мы тогда поклялись на этой могиле отомстить врагу за смерть своих дорогих товарищей, беспощадно уничтожить фашистских извергов.
Ординарец мой, Борис, остался жив и невредим. Он рассказал: «Когда мы с ротой автоматчиков ворвались на окраину станицы и стали продвигаться в глубь, немцы стали нас контратаковывать, завязался уличный бой, переходящий в рукопашный, их силы оказались на много больше, отступать нам было нельзя, бились до последнего патрона. Я от Георгия не отходил, мы вместе с ним косили фашистов из автоматов, он уничтожил более десятка фашистов, я человек восемь. Вдруг вижу, Георгий упал как сноп, застонал, я тут же подбежал к нему, но он уже был мертв, автоматная очередь врага насквозь пробила грудь и сердце нашего любимого комсорга. Я взял его автомат и продолжал стрелять с еще большей злобой из своего автомата, а когда кончились патроны, стал стрелять из автомата Георгия».
Имя лейтенанта Георгия Бочкова стало символом бессмертия. Красные следопыты Новоалександровской средней школы № 3 разыскали его родственников: сестру Александру Ивановну, брата, подполковника Я. И. Бочкова, защищавшего Ленинград. Он приезжал в школу в 1981 году. Благодаря ходатайству отряда следопытов одна из улиц Новоалександровска (бывшая Зеленая) названа именем лейтенанта Бочкова.
После краткого отдыха дивизия двинулась дальше, освобождая Северный Кавказ, затем Украину. С 24 апреля 1944 года в составе 18-й армии участвовала в боях за освобождение Карпат, с 18 ноября 1944 года по 13 февраля 1945 года освобождала от фашистов Венгрию, со 2 по 16 апреля 1945 года Австрию, с 17 апреля по 14 мая 1945 года Чехословакию, с 19 июня по 18 октября 1945 года участвовала в войне с Японией.
http://artem-gorovenko.narod.ru/p3.htm